Добрый день, меня зовут Анна, а мою Младшую Катя. Наша пара существует уже более 7 лет, а в программе в общей сложности я более 10 лет. Мы с Катей друг у друга вторые. До нее у меня был мальчик, которого взяли в семью через два года существования нашей пары, а у Кати была другая Старшая, которая не смогла продолжать активное участие в связи с рождением своего ребенка.
Мне всегда нравилось делать добрые дела и хотелось участвовать в благотворительности, особенно хотелось помогать детям. Как позже поняла в психотерапии, что это связано с моей личной историей и детством. До знакомства с программой мне попадалась информация про опеку, гостевую опеку и организованные групповые поездки в детские дома. Из окружения никто подобным не занимался и было страшно начать. Позже, когда я глубже стала интересоваться психологией и тренингами, в моем кругу появилось больше знакомых со стремлением помогать людям. Однажды после одного из обучений я разговорилась с коллегой, которая мне и рассказала о программе.
Идея стать наставником ребенка из интерната, регулярно встречаться и оказывать адресную помощь восхитила меня. Именно идея что помогаешь конкретному ребенку, один на один, а не наскоком в толпе, время от времени. Также мне очень понравилось, как устроена организация наставничества: психологическое тестирование наставника и младшего для хорошего союза в паре, предварительное обучение, поддержка кураторов, обучающие программы в процессе, очень интересные мероприятия для совместных посещений, и конечно общение с единомышленниками. Именно поддержка кураторов дала мне смелость и помогала в дальнейшем справляться с затруднениями.
На первом обучающем тренинге до начала наставничества очень подробно рассказали про то, что можно ожидать от детей из интерната. И если изначально я хотела максимально маленького ребенка, девочку из нормы, то после обучения мне стало неважно какой пол, возраст, норма это будет или коррекция. Был настрой на год. Волнение — справлюсь я или нет. На тот момент я не заглядывала слишком далеко, и сейчас оборачиваясь назад, удивляюсь, какой длинный путь был пройден.
Первая встреча с Катей произошла в интернате, мы познакомились и вместе сделали небольшую поделку, заготовки для которой я принесла с собой. Мы мастерили и немного разговаривали. Когда что то делаешь вместе, то и общаться легче. Во вторую встречу мы пошли на мероприятие организованное фондом, а потом вдвоем посидели в кафе. Поначалу было волнительно и скованно, примерно первые две-три встречи. Постепенно тем для разговоров становилось больше. Мы гуляли в парке, ходили в кино, готовили у меня дома, ездили в город Призрак, ходили в Палеонтологический музей, были на балу в доме Пашкова, сейчас всего и не вспомнишь, где мы были и что делали вместе.
Катя миниатюрная, очень милая симпатичная девушка, как Дюймовочка, но при этом со смелым решительным характером, как у хищной кошки. Часто общаясь с Катей удивляюсь мудрости ее высказываний, она одновременно очень взрослая и как ребенок. Мы познакомились, когда Кате было уже 14 лет, пик подросткового возраста. Все спрашивают, не испугалась ли я, ведь у подростков столько проблем. Я хорошо помню свой подростковый возраст и из каких чувств, стремлений берутся эти проблемы, вероятно поэтому страха никакого не было, а то что характерно для поведения подростка принималось естественно.
Через пару лет я решилась оформить гостевую опеку, что бы забирать Катю в гости на выходные, а летом попробовать вместо смены в лагере оставить у себя на целый месяц. Хотелось проводить больше времени вместе и не ограничиваться несколькими часами со строгими отчетами под роспись. С одной стороны это давало больше свободы во времяпрепровождении, больше можно было показать обычную бытовую жизнь, которая ждет младшего после выпуска из интерната, а с другой стороны больше ответственности. Для меня оказалось сложно совмещать работу, личную жизнь и время с Катей в таком формате. Сложно организовать правильно время и слишком эмоционально тяжело, ответственно. Такой опыт подтолкнул меня к личной долгосрочной психотерапии на которую я не решалась ранее.
В нашем общении для меня важно доверие, гибкость, чуткость, уважение к границам, сохранение контакта. Мы прошли целый цикл, знакомство, сближение, очень близкое общение, отдаление, а теперь новый уровень: Взрослый = Взрослый. Катя сейчас взрослая женщина, у нее своя семья, любящий муж и маленькая доченька.
Для меня за время наставничества произошла огромная трансформация, бесценный опыт, взросление и мудрость. Наставничество подтолкнуло меня к глубинному познанию себя, окружающего мира, принятию многих явлений и событий.
Новым наставникам хочу пожелать обязательно ходить на встречи для волонтеров – такие встречи очень заряжают и мотивируют, смотреть вебинары, которые проводят психологи фонда, не стесняться обращаться к кураторам за советами и поддержкой – огромная благодарность кураторам!, а также изучать себя, свои личные границы, свои реальные возможности и ресурсы. Верить в благоприятное будущее своего младшего, просто любить и принимать!