Трудно сказать, откуда возникло желание, — это просто часть меня, как мне кажется. Я часто, так или иначе, была связана либо с детьми, либо с преподаванием. В итоге, однажды, мне пришла в голову мысль о наставничестве, я долго размышляла об этом и читала, наверное, месяцев 6. Поэтому могу сказать, что это было одним из самых взвешенных решений в моей жизни.
О программе узнала в интернете, было достаточно просто найти, т.к. эта программа фактически единственная в своём роде.
После того, как я подала заявку (а это лишь 1-ый шаг), мои ожидания, конечно, были утрированы и обращены в сторону единорогов и летающих фей, всё это быстро улетучилось после 1-го тренинга.
Перед знакомством с ребенком все проходят несколько этапов:
Заявка; заполнение тестов; собеседование; ещё тесты; тренинг (2 дня); сбор документов.
Тренинги ведут кураторы — психологи (как и все остальные этапы), и я могу сказать, что и тренинг великолепен и кураторы просто восторг. Поэтому после прохождения всех этих этапов я уже не имела никаких особенных ожиданий от наставничества и отношений с младшей, я просто доверилась интуиции и сердцу.
Я очень нервничала перед первой встречей, бесконечно сильно, я даже сделала такую заметку в этот день: «паника, воодушевление, ком в горле, немного нервного напряжения и нервного хихиканья. Страх, ответственность, радость и гнёт ответственности, трепет, покой.» Так что могу сказать, что я испытала целый спектр возможных чувств перед встречей.
Знакомство прошло своеобразно, т.к. Катя спешила в бассейн и было лёгкое ощущение, что ей всё это прикольно, но не то чтобы исключительно интересно, НО я была готова и к этому после тренинга.
Мы познакомились с Катей, когда ей было 14 лет. Она очень активная, спортивная и потрясающая девочка. У неё очень сильный характер, и если она в чём-то убеждена, ничто в мире её не переубедит.
Время мы проводим по-разному. Когда только познакомились проводили время только на территории ЦССВ, позже начали выходить гулять. Помню этот первый раз, я переживала пуще, чем перед знакомством. Сейчас когда мы ходим гулять, мы посещаем музеи, разные мастер-классы, просто гуляем по городу и болтаем, можем сходить на маникюр или просто походить по магазинам. Когда она заканчивала школу, мы 3 или 4 раза ходили по магазинам, чтобы подобрать и купить платье и всё, что необходимо для выпускного.
Про изменение мне сложно судить, т.к. мы видимся часто и это не взгляд со стороны. Но я думаю, что Катя больше подружилась со своими эмоциями, где-то стала терпимее к другим людям. Не знаю зависело ли это от меня, но оценки выровнялись и стало получше с учёбой (в начале наших отношений с оценками были трудности).
Ещё я думаю, что за почти 2 года у нас сложились очень даже доверительные отношения, что уже является победой, когда мы говорим о подростках. Она знает, что может мне рассказать всё, и я точно не стану её осуждать. Это я считаю самым главным.
Сложности, конечно, бывают. Иногда я понимаю, что она проверяет меня или границы. Границы самая большая трудность, с которой можно столкнуться, т.к. если с границами всё ОК, то и упасть в чувство вины или долженствование достаточно трудно. Вообще с любыми трудностями можно обратиться к кураторам программы, они профессиональные психологи и всегда помогут, если необходима помощь. Ещё у нас бывают групповые супервизии и встречи, которые тоже сильно мотивируют и помогают.
Я не могу сказать, что мне необходимо себя мотивировать, чтобы быть наставницей Кати. Это просто уже стало моей жизнью, и я больше не представляю свою реальность без Кати, наставничества и этой программы. Бывает иногда, что я устаю, но когда я научилась открыто говорить, что, например, «давай на этой неделе мы не пойдем гулять, т.к. я устала» или «давай я заеду попозже, т.к. я хочу поспать» — всё устаканилось. Мне нравится проводить время с Катей, нравится, что она рассказывает мне о том, как прошла неделя, нравится, что мы вместе планируем куда сходить и всё, что связано с наставничеством мне тоже нравится, даже трудности.
В моей жизни всё изменилось, когда я стала наставником. Я открыла для себя целый мир, который меня восхищает. Безусловно, чтобы познакомиться с этим миром, мне было необходимо познакомиться и его обратной и болезненной стороной, но оно того стоило. Я очень счастлива от дружбы с Катей, а так же счастлива, что нахожусь среди людей, которые меня восхищают (а это все люди, которые так или иначе касаются программы).
В понимании поменялись некоторые моменты, касательно детей, например, сейчас я считаю, что дарить подарки или все эти сборы для детей из детских домов — настоящее зло, и это действие не может никому помочь.
В пожелание будущим наставникам хочется сказать только одно: ничего не ожидайте от детей и наставничества.
И поверьте, вы будете восхищены до глубины души, когда это станет вашей реальностью.